Слово является одним из самых мощных коммуникативных орудий человека. Живет слово, устная речь является чрезвычайно важным элементом профессиональной мастерства современного педагога и служит не только для решения учебных задач. Выразительное речи - это подлинное выражение культуры, оно помогает учителю создать атмосферу коллективного эстетического переживания. Слуховые впечатления, как известно, часто является самыми действенными, сильно влияют на сердце, ум и поступки воспитанников. А слушать урок, рассказ, объяснение педагога - это большая умственная работа, которую значительно облегчает выразительный, искусный изложение.
К сожалению, речь неопытного педагога часто бывает сухим, монотонным, невыразительным. В нем отсутствует четкое группирование слов вокруг логических центров. Непроизвольные паузы, обусловленные не логикой содержания, а неумением правильно распределить дыхания, отсутствие интонационной связи между отдельными частями фразы мешают воспринимать суть устного рассказа.
Процесс успешного осознание школьниками учебного материала в значительной степени зависит от совершенства речи учителя. к техническим показателей выразительной речи относятся: дыхание, голос, дикция (произношение), интонация (тонн), темп.
Лишь хорошо овладение каждой составляющей техники речь может гарантировать его высокое качество.
Итак, техника речи - это совокупность элементарных приемов фонационные дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до степени автоматизированных навыков, позволяет учителю с максимальной эффективностью осуществлять речевое воздействие.
Это навыки, умение реализовать язык в конкретной речевой ситуации так, чтобы она производила на слушателей эвристическое (интеллектуальное), эмоционально-эстетическое, побудительное впечатление.
Развитое речевое дыхание, поставленный голос, совершенная дикция придают слову педагога яркую интонационную выразительность, позволяет передавать в речи тончайшие оттенки (нюансы) мыслей и чувств.
Для формирования речевых навыков необходимо понимание сущности языка и речи как средства общения, знание особенностей восприятия устной речи, а также построения речевого аппарата, средств его развития.
Сегодня в педагогике существует разработанная система упражнений по технике речи, которая, опираясь, главным образом, на опыт театральной педагогики, выглядит как комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, позволяет учителю донести до учащихся все богатство содержания своего слова.
Для развития и совершенствования техники речи необходимо знать строение речевого аппарата и возможные способы его развития, поможет учителю искусно использовать возможности своего дыхания, голоса, дикции в педагогической работе.
Дыхание - один из главных жизнедеятельных актов человеческого организма, который человек выполняет постоянно, в определенном ритме. Одновременно дыхания является основой произносимого речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греч. phono - звук). В процессе дыхания активно участвуют: носоглотка, бронхи, легкие, грудная клетка, диафрагма. Чтобы их работа была правильной и эффективной, они должны быть физически здоровыми, развитыми. Качество дыхания зависит от возраста говорящего.
В зависимости от того, какие мышцы участвуют в процессе дыхания, различают 4 его типа:
1) Верхнее или ключичное дыхания осуществляется за счет сокращения мышц, которые поднимают и опускают плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это поверхностное дыхание, во время которого работает только верхняя часть легких.
2) Грудное дыхание осуществляется межреберные мышцы. при этом диафрагма малоподвижная, поэтому выдох недостаточно энергичен.
3) Диафрагматичне дыхания происходит вследствие сокращения мышц диафрагмы (сокращение межреберных дыхательных мышц очень незначительное).
Обычно, человек использует все три типа дыхания, но у каждого преобладает какой-то определенный тип. Так, женское дыхания в процессе эволюции сложилось как преимущественно грудное, а мужчины дышат в основном с помощью диафрагмы.
Эффективным - полным и правильным – считается четвертый, смешанный, тип дыхания:
4) Реберно-диафрагменное, то есть, когда в процессе дыхания двигаются и ребра, и диафрагма. Убедиться в этом можно так: положить правую руку на диафрагму, а левую - на левый бок грудной клетки; набрав воздух через нос, слегка задержав его, сказать фразу (выдыхая воздух во время ее проговаривания мы должны почувствовать движение ребер и диафрагмы). В таком случае происходит полное расширение грудной полости, максимальная вентиляция всех участков легких. Напряжение нижних межреберных мышц позволяет удерживать диафрагму в сокращенном состоянии, способствует спокойному, равномерном выдохе, незаметном для окружающих.